fbpx
Нажимая кнопку «Свяжитесь со мной», я соглашаюсь с условиями политики конфиденциальности и обработки персональных данных.
+

новости

Йонас Петтерссон и пять чувств дизайнера

ОПИСАНИЕ

3 апреля на международной выставке WorldBuild Moscow 2018 прошла презентация современного шведского промышленного дизайнера Йонаса Петтерссона (Jonas Pettersson) – основатели и СЕО известного бюро FORM US WITH LOVE. Компания существует с 2005 года и с тех пор её известность только возрастает – команда успела создать множество уникальных продуктов, не имеющих аналогов в мире. На выставке Йонас Петтерссон поделился своими размышлениями о работе промышленного дизайнера и показал примеры своих работ.

Йонас считает, что команда специалистов должна работать как оркестр. Что означает, по его мнению, «быть в оркестре»? Во-первых, нужно быть специалистом, который очень хорош в своем деле. Во-вторых, нужно быть высокоэмоциональным и любить то, что делаешь. И в-третьих, нужно уметь работать в команде. В итоге – получится прекрасная «музыка» дизайна.

Йонас уверен, что для того, чтобы быть успешным промышленным дизайнером, специалисту в каждом продукте необходимо одновременно использовать свои базовые чувства: слух, зрение, обоняние, осязание и вкус (Здесь имеется ввиду понимание изящного. – Прим. CINEVIA).

Я не музыкант. Но как же мы все можем применить к дизайну способность слышать? В первую очередь, я думаю, нам надо многое слушать и слышать, подходить к работе как журналист: мы должны слышать людей, понимать, чего они хотят сегодня. Едете в Индию – анализируйте как индиец живёт в своей культуре. Смотря только через экран мы никогда этого не поймём.

Несомненно, как говорит Йонас, для работы дизайнера необходимо “смотреть” – нужно понимание того, как создается продукт. Нужно путешествовать по фабрикам, собирать знания о возможностях производства, которые вы можете или собираетесь применить в своём продукте.

Ощущение осязания – еще одно чувство, без которого, по мнению дизайнера, не может быть создан ни один хороший продукт. У предметного дизайнера оно в больше степени выражается через прототипирование.

Дизайнер должен прототипировать очень много. Конечно, сейчас есть возможность создавать и тестировать прототипы на компьютере (и мы так же прототипируем и на компьютере, конечно), но чувствуя, прикасаясь к реальному дизайну мы «получаем» обратную связь.

«Обоняние тоже очень важно, – продолжает Йонас.- Когда мы влюбляемся, все наши чувства обостряются. Этот же эффект можно использовать и при дизайне».

И, конечно, говорит Петтерссон, успешный дизайнер должен обладать вкусом.

Йонас рассказал немного о своём «дизайнерском оркестре» – это команда из мужчин и женщин из восьми разных стран, работающих в одной студии. Каждый член команды – очень талантливый специалист высокого уровня.

При создании своих продуктов мы опираемся на две базовых, по нашему мнению, сферы к которым мы особенно прислушиваемся – культура и промышленность. Главные задачи, которые мы решаем – это те, решения которых нужны людям в их жизни сегодня с оценкой того, как может в этом помочь современная промышленность. И на пересечении этих двух сфер находимся мы, разрабатывая наш дизайн.

Йонас показал четыре примера, где он вместе со своей талантливой командой смог соединить культуру и промышленность.

Первый пример – это офис открытой планировки, концепция которого стала популярной в 50-х и используется по сей день во многих культурах. Основным недостатком open-space является шум, так что приходится думать об акустике. FORM US WITH LOVE для решения этой задачи начали искать промышленные материалы, которые имели бы хорошие акустические показатели и могли бы использоваться в новом русле. В итоге они нашли акустические плиты из трёх простых ингредиентов – дерева, воды и цемента. Такие плиты используются для изготовления потолков с 1950-х годов по всему миру.

Это очень хороший материал: он имеет отличные акустические показатели, не горит и не промокает. Мы задались вопросами: можно ли использовать технологию, такую как ЧПУ*, чтобы создавать паттерны, придуманные дизайнерами и архитекторами? Можно ли применить цвета, которые ранее не использовались для этого материала? И один из главных вопросов: можем ли мы использовать этот материал и на стенах? Положительные ответы на эти вопросы дают почву для утверждения, что мы говорим и об эстетике, и о функции.

*Числовое программное управление многофункциональным и высокоточным фрезерно-гравировальным оборудованием – прим. CINEVIA.

В итоге, Йонас с коллегами переосмыслил сферу применения и технологию изготовления этих плит, оставил состав без изменений, добавил дизайн и получил арт-объекты, которые еще и работают как акустический материал. А в 2015 году Йонас с партнёрами открыл бренд BAUX (Bau на нем. – строить; baux на фр. – красота), который сейчас занимается этим направлением. В подтверждение актуальности и полезности своей работы над этими продуктами, основатели увидели, что их стали использовать дизайнеры и архитекторы во всём мире. Одной из первых была модельер и сторонница защиты окружающей среды Стелла Маккартни. Через 3 года работы продажи этого акустического материала стали составлять 50 000 кв.м. в год (учитывая, что в штате до сих пор нет менеджера по продажам и вся коммуникация происходит через прямую коммуникацию с клиентами).

В качестве второго примера задач, которые актуально решать в наше время, Йонас приводит работу в open-office, где кроме рабочих мест нужны отдельные зоны для отдыха, переговоров или встреч. FORM US WITH LOVE нашли интересный волочный материал, обладающий поглощающими звук свойствами, который используются в автомобильной промышленности. Эстетика этого материала заключается в том, что в своем составе он имеет натуральную шерсть и переработанный полиэтилентерефталат (переработанные пластиковые бутылки) – поэтому материалу можно придавать любую форму, можно создавать конструкцию или весь продукт только из этого материала. Из него можно создавать перегородки для изолированных зон в опен-спейсах, интерьерах другого назначения, изготавливать светильники и другие продукты.

Третий пример симбиоза культуры и промышленности, который привёл Йонас – это продукты IKEA, которые собираются покупателями вручную. Одними из важных задач, при разработке продуктов, IKEA видит доступность в ценовом диапазоне среднему покупателю, компактность упаковки и простоту сборки.

Мы работаем с IKEA уже шесть лет. И один из проектов, длившийся 3 года, стал одним из самых больших вызовов, который они когда-либо имели

FORM US WITH LOVE и IKEA хотели создать простой в сборке продукт из нового, ранее не использующегося для таких целей, материала с хорошими эксплуатационными свойствами.

IKEA является одним из самых крупных потребителей древесины в мире – примерно 1% мировой древесины используется этой компанией.

Дизайнеры задумались, какой способ фиксации частей мебели понятен каждому без необходимости смотреть инструкцию? Ответ нашёлся – это поворотная ручка, и они решились её применить в своём проекте.

Мы начали прототипировать огромное количество видов ручек, которые выглядели бы красиво, которые можно было бы изготовить из древесины вторичной обработки и назначение которых пользователь понял бы без инструкции

Чтобы иметь возможность моделировать форму из отходов древесины, добавили пластик. Изначально IKEA планировала использовать этот новый материал в сфере логистики – для поддонов для транспортировки товара, но вместе с дизайнерами решили попробовать его в изготовлении продуктов. Получившиеся прототипы были теплее на ощупь, чем традиционный пластик – и в этом тоже есть плюс. Добавив колор к рецепту, они смогли получить различные цвета. Итоговым продуктом трёхлетней разработки стал стул Odger – он состоит всего из 4 деталей: основания с ножками, сиденья и двух фиксирующих ручек. Собрать такой стул без инструкции не составляет труда.

Когда я разговаривал с дизайнерами, которые проектируют автомобили вроде Volvo, они сообщили, что разработка целого автомобиля занимает примерно такое же время. Это действительно очень долго.

Стул был анонсирован в 2017 году он считается успешным проектом, т.к. его покупают и производство не останавливается.

Йонас приводит в составе третьего примера еще один проект в коллаборации с IKEA – это кухонные фасады.

 

Каждую минуту мы покупаем и выкидываем 1,000 000 пластиковых бутылок. Конечно, пластик легко перерабатывается и его можно использовать повторно, но проблема в том, что невозможно собрать и переработать весь пластик - часть этих отходов попадает в мировой океан или остается на земле. Так, мы вместе с IKEA решили найти ответ на вопрос: можем ли мы использовать этот пластик как покрытие для кухонных фасадов?

Пообщавшись с промышленниками и поставщиками, они нашли способ переработки пластиковых бутылок так, что в итоге его нельзя было отличить от не переработанного исходного материала. На готовое изделие, созданное из прессованных плит древесной стружки и покрытое переработанным пластиком, даётся 25-летняя гарантия!

Работая над этим проектом, нам порой казалось, что мы вовсе не занимаемся никаким дизайном. На самом деле за этим стоит огромные трудозатраты. Мы мечтали, чтобы эта идея вышла на массовый рынок, была общедоступна и, при этом, выглядела современно.

За первый год производства этих фасадов IKEA переработала и использовала 11 миллионов пластиковых бутылок! Это невероятно!

В качестве четвёртого примера симбиоза культуры и промышленности дизайнер приводит контактирование дизайнера с предпринимателями. В этом случае FORM US WITH LOVE обратились в сферу керамики. Керамика имеет широкую сферу применения: и в интерьере, и в экстерьере, и в частном использовании, и в общественных пространствах. Дизайнеры задались вопросами: что можно изменить или добавить в этот традиционный рынок? Можно ли использовать для этого новые технологии, можно ли привлечь для этого робототехнику? Может ли робот повторить ручную работу?

И FORM US WITH LOVE начали разрабатывать такой метод, который имитировал бы ручную резку и помог бы интегрировать функцию в материал. Таким образом дизайнер или архитектор при разработке новой школы или аэропорта сможет интегрировать элементы коммуникации непосредственно в элементы конструкций и декора своего пространства. После того, как дизайнер или архитектор придумали свой дизайн, робот воплощает его на керамической поверхности с различной текстурой.

В подведении итогов Йонас повторил, что он искренне верит, что дизайн – это “история про все наши чувства”. Нужно быть журналистом, нужно исследовать, нужно задавать вопросы и собирать информацию, чтобы потом собрать её в своём продукте.

Нам лекция понравилась своим общим посылом: Йонас создаёт впечатление компетентного, увлечённого своим делом специалиста, верящего в идею о том, что с помощью переработанных или переосмысленных материалов можно не только помогать окружающей среде и людям, но и создать действительно инновационные функциональные продукты с красивым актуальным дизайном.

Tack mer, Jonas!

На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера.
В частности, для персонифицированной работы сайта мы обрабатываем IP-адрес региона вашего местоположения.

Вы пользуетесь устаревшей версией браузера. Данная версия браузера не поддерживает многие современные технологии, из-за чего многие страницы отображаются некорректно, а главное — на сайтах могут работать не все функции.